Каждый родитель с умилением ожидает первого слова младенца. В не меньшей степени мама и папа радуются первым звукам, которые издает их чадо. Подобные попытки разговаривать с окружающими людьми являются первым и очень важным этапом в развитии речи новорожденного. Гуление подготавливает артикуляционный аппарат к воспроизведению отдельных слогов, а в дальнейшем слов и словосочетаний. Однако в некоторых случаях дети перестают гулить в 3-4 месяца без видимых причин или вовсе не начинают этого делать. В статье будет рассказано о том, почему ребенок перестал гулить в 3 месяца, каковы возможные причины, что делать в этом случае и как развить речевой аппарат младенца.
Важность умения ребенка гулить
Первые звуки, которые воспроизводит ребенок в возрасте 1-2 месяцев, называются гулением. Важность этого умения трудно переоценить. Одна из его важнейших функций сводится к общению новорожденного с окружающими людьми: папой, мамой, бабушкой, дедушкой. Второй существенный момент – гуление свидетельствует о нормальном развитии ребенка, а именно неврологическом здоровье крохи и становлении речи.
Развитие способности говорить можно разделить на несколько этапов: в первые недели кроха агукает, месячный ребенок начинает гулить, затем его «речь» превращается в лепет и уже к 12 месяцам карапуз может произносить отдельные слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба»).
Интересно. Многие взрослые даже не подозревают, что дети приобретают языковые навыки еще за месяц до своего рождения, в частности, могу различать языки по ритму. Базовые знания о родной речи (интонации, структуре) ребенок осваивает уже в первые месяцы после появления на свет.
Если говорить точнее, то гуление представляет собой произнесение младенцем разнообразных звуковых комбинаций. Главным образом, в сочетаниях присутствуют гласные «а», «у», «ы», а также согласные «м» и «г», «п», «б», «к». Именно такую «речь» слышат от своего ребенка родители в первые месяцы жизни (помимо плача и кряхтения).
Кроме названных выше функций, агуканье и гуление выполняют еще одну важную задачу: помогают младенцу развивать мышцы лица, благодаря чему в будущем ребенок сможет произносить более четкие и сложные звуки.
На заметку. Чаще всего груднички начинают вести бурные монологи, когда чувствуют себя сытыми и довольными.
Гуление не представляет собой самостоятельного разговора – это есть не что иное, как повторение за речью взрослых людей. Именно так происходит начальный этап формирования отражательной формы речи. Многие родители этого не понимают и думают, что их ребенок научился разговаривать. Подражая родительской артикуляции, малыш произносит простые звуки и складывает их в не менее простые комбинации. Главная задача на этом этапе – осуществить переход к осознанному восприятию и воспроизведению языковых элементов.
Врачи отмечают, что прекращение гуления и агукания у ребенка может быть связано с различными факторами. Одной из причин может быть недостаток общения и стимуляции со стороны родителей. Важно помнить, что в этом возрасте дети активно учатся взаимодействовать с окружающим миром, и отсутствие реакции может привести к снижению их интереса к verbal коммуникации.
Также специалисты подчеркивают, что такие изменения могут быть связаны с развитием слуха или речевых навыков. Если ребенок перестал издавать звуки, стоит обратить внимание на его поведение и общее развитие. Важно не паниковать, а создать комфортную атмосферу для общения, поощряя малыша к играм и взаимодействию. Если ситуация не изменится, рекомендуется обратиться к педиатру или логопеду для более детального обследования.
https://youtube.com/watch?v=z-IO25lle_g
Ребенок не гулит
У ребенка сыпь на теле — что это
Если младенец родился в срок и полностью здоров, гуление должно начаться в 1-2 месяца. Если кроха после трех месяцев все еще не начал гулить, есть повод обратиться к педиатру, логопеду, неврологу и отоларингологу за консультацией.
Однако не стоит сразу думать, что ребенок отстает в развитии. Небольшая задержка допустима и не должна быть причиной для волнений. Непродолжительное отставание далеко не всегда является признаком какого-либо нарушения или патологии – некоторым малыша необходимо чуть больше времени, чтобы начать гулить (и соответственно говорить), чем другим детям. В такие моменты родителям следует запастись терпением.
В 3 месяца
Почему ребенок не агукает и не гулит в 3 месяца? Если к этому возрасту младенец не начал гулить, серьезного повода для волнения нет. Возможно, ребенку требуется еще немного времени, чтобы освоить новые навыки и начать их воспроизводить (особенно, если младенец появился на свет раньше положенного срока). Однако для полного исключения возможных отклонений будет не лишним проконсультироваться со специалистом.
Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их малыш перестает гулить и агукать, что может вызывать беспокойство. Часто в таких случаях звучат мнения, что это может быть связано с развитием речи или эмоциональным состоянием ребенка. Некоторые специалисты утверждают, что подобные изменения могут быть нормальным этапом в развитии, когда малыш начинает осваивать новые навыки. Однако, если родителям кажется, что это отклонение слишком заметно, важно обратить внимание на общее поведение ребенка. Общение с ним, чтение книг и игры могут помочь вернуть интерес к звукам. Также стоит проконсультироваться с педиатром или логопедом, чтобы исключить возможные проблемы. Главное — сохранять спокойствие и поддерживать малыша в его развитии.
В 4 месяца
В этом возрасте дети активно лепечут, начинают часто улыбаться, смеяться. Если к концу 4 месяца кроха не гулит, это может быть признаком нарушения речевого развития. Необходимо посещение педиатра.
В то же время, если малыш до этого начинал гулить, но вдруг перестал, речь может идти об освоении новых разговорных навыков. В 5-6 месяцев кроха вновь будет лепетать, но при этом использовать более сложные и разнообразные комбинации звуков.
В 5 месяцев
В этом случае, наверняка, есть патологическая причина отставания в речевом развитии. Ребенка необходимо обследовать, поставить точный диагноз и начать лечение. При этом продолжать активно разговаривать с малышом и всячески стимулировать у него формирование речевых навыков.
В 6 месяцев
Если к полугоду младенец так и не начал гулить, его необходимо показать педиатру, отоларингологу и сурдопедагогу. Велика вероятность, что причиной отставания в речевом развитии является нарушение слуха.
Почему ребенок перестал гулить
Когда ребенок начинает реагировать на погремушки
Иногда происходит так, что карапуз внезапно перестает гулить и начинает мычать. В данном случае переживать не стоит – по мнению педиатров, наступившая пауза чаще всего связана с обучением и освоением новых разговорных навыков. К 5-6 месяцам ребенок переходит на новый этап речевого развития. В этом возрасте кроха начинает лепетать, складывать звуки в более сложные комбинации («ба-бо-бу» и тому подобное). Поэтому не удивительно, что для достижения более высокого разговорного уровня ребенок перестал гулить и агукать в 4 месяца и проявляет особенный интерес к артикуляции взрослых, пытаясь ее запомнить и в дальнейшем подражать ей. Спустя некоторое время молчаливое внимание, сосредоточенное на движениях родительских рук и губ, сменится бодрым гулением. При этом детский лепет наполнится новыми звуками, а также их комбинациями.
На заметку. Если ребенок в 3 месяца перестал агукать, это может быть связано со сменой обстановки или другими событиями в жизни семьи, которые сильно влияют на эмоциональное состояние ребенка (приход гостей, посещение врача, долгая поездка и прочее).
Возможные проблемы
Синие губы у ребенка младше года — возможные причины
В определенных случаях отсутствие гуления или резкое его прекращение может быть вызвано некоторыми проблемами, например:
- Малыши, появившиеся раньше срока, довольно часто начинают говорить позже других. Очевидно, что речевые навыки у таких деток еще не достигли того уровня развития, который свойственен грудничкам, родившимся в срок. Поэтому им требуется время, чтобы наверстать упущенное;
- Патологии, которым ребенок подвергся во время его нахождения в утробе или сразу после рождения, могут стать причиной отставания в развитии речевого аппарата. Подобное влияние оказывают инфекционные заболевания, перенесенные беременной женщиной;
- Прием беременной мамой лекарственных средств, побочные эффекты которых способны негативно повлиять на развитие у ребенка речевых навыков;
- Недостаточный вес ребенка при рождении;
- Слабое здоровье грудничка;
- Расстройства аутистического спектра. Для таких нарушений свойственен маленький запас слов. Однако не все расстройства данного типа приводят к задержке речевого развития;
- Нарушение слуха. Младенец учится разговариваться через восприятие речи окружающих с помощью слуха. Если в этой области возникают расстройства, речевое развитие становится невозможным;
- Неврологические расстройства, к которым следует отнести детский церебральный паралич, врожденную задержку умственного развития, речевую апраксию (невозможность контролировать движение челюстей);
- Поведенческие проблемы (избирательная немота). Встречается очень редко.
Как поспособствовать развитию гуления
Если ребенок в 3-4 месяца мало гулит, родители могут сделать следующее:
- Как можно больше разговаривать с ребенком. При этом стоит разнообразить общение: применять разную интонацию, менять темп речи. Ребенок будет стараться повторить за взрослым, благодаря чему его речь достигнет следующего этапа развития.
- Малышу нужно регулярно читать книжки, рассказывать стишки, потешки, сказки, петь колыбельные, частушки.
- Развитию гуления (и соответственно речи) также способствуют массаж, зарядка.
- Регулярно гулять с ребенком. Получая новые впечатления, наблюдая за окружающими людьми, кроха сможет быстрее перенять умения и усовершенствовать имеющиеся.
- Тренировка мелкой моторики. Для этого можно вкладывать в ручки малыша различные предметы, например, игрушки. Мобиль над коляской или кроваткой также будут стимулировать хватательный рефлекс у ребенка. Дело в том, что становление речи очень тесно связано с развитием тонких движений.
- В возрасте 2 месяцев можно приступать к стимуляции речевой активности. Упражнения проводятся по 1-2 минуты до 3-5 раз в день. Ребенка кладут на спину, подкладывая ему под шею валик, ноги малыша должны быть согнуты в коленях, руки сгибаются в локтевом суставе и прикладываются к груди. Голосовую реакцию также вызывают с помощью дыхательной гимнастики в сочетании с вибрационным массажем грудной клетки. Кроме того, существуют следующие приемы стимуляции гуления:
- С ребенком разговаривают ласковым голосом или поют ему. При этом кроха должен сосредоточить свое внимание, как зрительное, так и слуховое;
- Младенца укладывают в удобную для него позу так, чтобы кроха смотрел на лицо взрослого. Далее нужно медленно произносить простые звуки («а», «гу», «агы» и прочее). Рот при этом открывается широко, голосовые сигналы произносятся четко (чтобы ребенок смог повторить за взрослым). Еще один способ активировать гуление – произносить звуки и в этот момент поглаживать губы младенца и слегка открывать его ротик. Перечисленные упражнения проводят четыре-шесть раз в течение дня.
Важно! Чтобы достичь успеха в развитии у ребенка гуления, необходимо создать благоприятную с психологической точки зрения обстановку. Для этого необходимо, чтобы у всех членов семьи был положительный эмоциональный настрой.
Также рекомендуется:
- Позволять малышу экспериментировать. Пусть кроха учит новые слова столько времени, сколько ему требуется, и пробует воспроизводить самые различные комбинации.
- Убрать источники шума: выключить телевизор и радио, закрыть окно, чтобы карапуз мог сосредоточиться на копировании и повторении голосовых сигналов.
Гуление – важнейший навык, которым должен обладать каждый ребенок в первые месяцы своей жизни, так как подобное умение является предпосылкой правильного развития речи у малыша. Если кроха не гулит к третьему-четвертому месяцу, стоит показать его врачу (лишним точно не будет). Также необходимо развивать этот навык у ребенка самостоятельно, стараясь как можно больше разговаривать с ним, регулярно проводить стимулирующие упражнения.
Видео
https://youtube.com/watch?v=H2OLRFQjuQw%3Ffeature%3Doembed
Вопрос-ответ
Каковы основные причины, по которым ребенок может перестать гулить и агукать?
Существует несколько причин, по которым ребенок может прекратить гуление и агукание. Это может быть связано с изменениями в его развитии, например, переходом на новый этап речевого развития. Также возможны факторы стресса, изменения в окружении или здоровье ребенка, такие как ушные инфекции или проблемы со слухом. Важно наблюдать за общим поведением ребенка и его реакцией на звуки.
Что делать, если ребенок перестал гулить и агукать?
Если ребенок перестал гулить и агукать, стоит обратить внимание на его общее состояние. Попробуйте создать благоприятную атмосферу для общения, играя с ним и разговаривая. Также полезно проводить время с другими детьми, чтобы стимулировать его речевую активность. Если изменения продолжаются или вызывают беспокойство, рекомендуется обратиться к педиатру или логопеду для профессиональной оценки.
Когда следует обратиться к специалисту по поводу речевого развития ребенка?
Если ребенок не проявляет интереса к гулению и агуканию в возрасте 6-12 месяцев, или если вы замечаете другие задержки в развитии, такие как отсутствие реакции на звуки или трудности в общении, стоит обратиться к специалисту. Раннее вмешательство может помочь выявить возможные проблемы и предложить необходимые методы поддержки.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на общее состояние ребенка. Если он стал менее активным, проявляет раздражительность или у него изменился аппетит, это может быть признаком недомогания. В таком случае стоит обратиться к педиатру для консультации.
СОВЕТ №2
Создайте стимулирующую среду. Обеспечьте ребенку разнообразные игрушки и предметы, которые могут привлечь его внимание. Используйте яркие цвета, звуки и текстуры, чтобы побудить его к общению и гулению.
СОВЕТ №3
Регулярно общайтесь с ребенком. Читайте ему книги, пойте песни и просто разговаривайте. Это поможет поддерживать его интерес к звукам и общению, а также может способствовать возвращению гуления и агукания.
СОВЕТ №4
Наблюдайте за развитием речевых навыков. Если ребенок не проявляет интереса к гулению в течение длительного времени, стоит записать его поведение и обсудить это с логопедом или специалистом по развитию речи для получения профессиональных рекомендаций.