Прикорм – это пища, которая вводится в дополнение к материнскому молоку или молочной смеси. Существует несколько вариантов ее введения в рацион. Родителям будет интересно узнать, что такое педагогический прикорм.
Виды прикорма новорожденных
Существует 2 разных вида прикорма: педагогический и педиатрический.
Мнение врачей о педагогическом прикорме грудного ребенка вызывает множество обсуждений. Специалисты подчеркивают, что данный подход предполагает введение прикорма в игровой форме, что может способствовать формированию положительного отношения к еде. Врачи отмечают, что важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его готовность к новым продуктам и интерес к пище. При этом они рекомендуют начинать прикорм не ранее шести месяцев, когда малыш уже способен сидеть и проявляет интерес к еде. Педиатры также акцентируют внимание на том, что родителям следует быть терпеливыми и не торопить процесс, позволяя ребенку исследовать текстуры и вкусы. Важно помнить, что педагогический прикорм не должен заменять грудное молоко, которое остается основным источником питания в этот период.
Педиатрический
Педиатрический прикорм – это постепенное введение в меню новых продуктов по заранее определенной схеме. Продукты имеют однородную консистенцию и не содержат твердых кусочков. Введение прикорма по этой схеме проводится, начиная с небольших количеств по одной чайной ложке. Постепенно количество еды увеличивается.
Важно! В качестве прикорма могут использоваться баночные продукты для детского питания.
Введение прикорма осуществляется, если ребенок:
- держит головку;
- сидит практически без поддержки;
- открывает рот в то время, если к нему подносят ложечку с едой;
- закрывает рот с ложкой, удерживает в нем еду, а затем глотает ее.
Педагогический
Педагогический прикорм – когда ребенок интересуется едой, которую употребляют родители. Это значит, что малышу дают ту еду, которую он просит. Так он понемногу распробует всю еду и привыкнет к общему столу. Но основой питания остается материнское молоко.
Педагогический прикорм вызывает множество обсуждений среди родителей и специалистов. Многие считают его эффективным способом введения твердой пищи, который помогает ребенку развивать самостоятельность и навыки жевания. Сторонники этого метода утверждают, что он способствует формированию здоровых пищевых привычек с раннего возраста. Родители отмечают, что дети становятся более заинтересованными в еде и охотнее пробуют новые продукты, когда могут сами выбирать и исследовать их. Однако некоторые педиатры предостерегают от слишком раннего введения прикорма, подчеркивая важность индивидуального подхода к каждому ребенку. Важно помнить, что каждый малыш уникален, и решение о введении прикорма должно приниматься с учетом его потребностей и развития.
Что такое педагогический прикорм
Новорожденный тужится и кряхтит — почему
В отличие от традиционного способа введения продуктов, при педагогическом прикорме нет определенного плана по количеству и разновидностям продуктов питания. Для ребенка специально ничего не готовится.
Важно! Ребенка при этом не заставляют кушать. Важно, чтобы он сам проявлял интерес к еде.
Важность такого способа кормления состоит в том, что он приучает ребенка к еде. Тот знакомится с твердой едой, делает первые попытки пережевывания. Малыш, наблюдая за родителями, учится пользоваться посудой, столовыми приборами. Его организм приучается именно к тем продуктам, которые употребляют в семье.
Преимущества
К преимуществам педагогического прикорма можно отнести:
- отсутствие проблем с аппетитом;
- пробуждение активного интереса к еде;
- обучение крохи правильному пользованию столовыми приборами;
- малыш усваивает семейные традиции во время семейной трапезы;
- отсутствие надобности готовить еду отдельно ребенку и, следовательно, значительная экономия времени;
- даже небольшие количества твердой еды приучают пищеварительную систему малыша вырабатывать нужные ферменты;
- малыш учится жевать;
- нет необходимости покупать малышу дорогостоящие пюре и каши в баночках.
Недостатки
К недостаткам педагогического прикорма относят:
- не существует научных данных по безопасности педагогического прикорма;
- необходимость пересматривать обычное меню семьи, чтобы младенец получал все необходимые витамины, микроэлементы в сбалансированном питании;
- молодая мама должна тратить много времени на кухне и во время стирки, потому что малыш из-за подобного кормления пачкает все вокруг;
- родители не могут обнаружить источник аллергии;
- при первой пробе малыш может давиться.
Основные правила педагогического прикорма
Ребенок в 4 месяца не переворачивается на живот
Важно! Перед началом педагогического прикорма нужно проконсультироваться с детским врачом. Он должен соотнести состояние ребенка с нормами веса, роста, соответственно развитию.
В каком возрасте начинать
Начинать педприкорм можно уже с трех месяцев. С этого времени малыш постепенно узнает, что еда является частью повседневной жизни членов семьи. Примерно через 2 месяца исчезает так называемый выталкивающий рефлекс. Он заключается в том, что ребенок старается выплевывать все, что попадает ему в рот.
Прикорм вводится при наличии таких признаков:
- малыш держит предметы в руке;
- он не выплевывает еду;
- ребенок проявляет пищевой интерес;
- при введении новой еды у малыша не появляется рвота.
С каких продуктов начинать
Рекомендуется начинать прикорм с овощей, каш. Через несколько месяцев следует вводить в рацион фрукты и ягоды.
Дозировка продуктов
За раз можно дать малышу две-три маленькие дозы нового продукта. С возрастом разнообразие вводимых продуктов расширяется. Параллельно с прикормом нужно продолжать кормить малыша грудью (или осуществлять искусственное вскармливание).
Правила кормления
Первые недели ребенок во время кормления находится на маминых коленях, пробует самые маленькие количества еды с тарелки.
Обратите внимание! Это могут делать только мамы, которые правильно питаются, и в рационе которых находятся только натуральные продукты. Сосиска или кетчуп явно не подойдет младенцу.
Ребенку нужно предлагать все разновидности еды. Если что-либо ему не нравится, не нужно настаивать. После введения нового вида пищи нужно подождать несколько дней, затем дать попробовать новую еду. Такой перерыв нужен для того, чтобы определить, нет ли аллергической реакции на те или иные продукты питания.
Если молодая мама практикует педприкорм схема его основана на постепенном введении в рацион все новых и новых видов еды за небольшой отрезок времени.
Пошаговое введение педагогического прикорма происходит так:
- мама кладет на тарелку безопасную для ребенка еду;
- ребенок сидит на маминых коленях и держит в руках ложку;
- как только малыш потянется к еде, мама дает крохе маленькое количество одного из продуктов;
- малыш ест блюдо (или выплевывает его);
- если оно понравилось малышу, то можно дать еще 2 такие же дозы блюда;
- необходимо продолжать давать малышу микродозы такого же блюда на протяжении нескольких дней;
- дальше ребенку таким же образом предлагают новую вкусную еду.
Другое
Некоторые родители опасаются давать малышу «взрослую» еду, так как, по их мнению, он может подавиться ею. Этого можно не допустить, если отщипывать самые маленькие кусочки. Если кроха пытается проглотить большой кусок, то матери нужно вытащить его с помощью пальца.
Примерно с 9-месячного возраста объем прикорма можно немного увеличивать. К годовалому возрасту за один раз можно давать ребенку до 2 ст.л. прикорма.
Вводя педагогический прикорм при грудном вскармливании, нужно обращать внимание на следующее:
- Следить за состоянием здоровья младенца. Если у него имеется аллергия, есть проблемы с желудком, то надо особенно внимательно отнестись к введению в рацион новой еды.
- Важно, чтобы член семьи, с тарелки которого ест малыш, был здоровым. У него не должно быть кариеса, язвенной болезни, некоторых хронических заболеваний или острого респираторного вирусного заболевания.
- Нужно сделать так, чтобы любая нездоровая еда не попадалась ребенку на глаза. Для этого сделать так, чтобы все члены семьи потребляли здоровые продукты.
- Запрещено развлекать малыша во время еды. Из кормления не стоит делать циркового представления. Необходимо поощрять интерес малыша к той еде, которая вызвала у него интерес. Этим формируется правильное поведение малыша за столом.
Схема введения продуктов в прикорм
Купание новорожденного в ванне
Многие молодые мамы дают ребенку в качестве первого прикорма сок. Это неправильно: современные педиатры считают, что при условии, что мать потребляет достаточное количество витаминов и микроэлементов, поступающих в грудное молоко, ребенку не нужно давать сок до достижения им девятимесячного возраста. Европейские педиатры считают, что раннее введение сока в рацион вредит детскому здоровью. Поэтому существующие в педиатрии схемы введения прикорма рекомендуют начинать его либо с каш, либо с фруктов.
Таблица по месяцам
ВОЗ рекомендует давать детям продукты в прикорм по такой схеме
Наименование продукта для прикорма | Время введения | Объем начальной порции |
---|---|---|
Пюре из овощей | 5 мес. | Половина чайной ложки |
Растительное масло (кукурузное, подсолнечное или оливковое) | 6 мес. | 3-5 капель с постепенным увеличением до чайной ложки |
Каши без молока | 6 ½ мес. | Половина чайной ложки |
Сливочное масло | 7 мес. | Одна восьмая чайной ложки |
Пюре из фруктов | 7 мес. | Половина чайной ложки |
Каши на молоке | 8 мес. | То же количество |
Пюре из мяса | 8 мес. | ¼ чайной ложки |
Куриный желток | 8 мес. | Одна восьмая часть |
Детские печенье | 9 мес. | Восьмая часть |
Кефир, йогурт | 9 мес. | Половина чайной ложки |
Субпродукты | 10 мес. | Половина чайной ложки, 2 раза в неделю |
Рыба | 10-11 мес. | То же |
Разбавленный водой сок | 10 мес. | Несколько капель |
Манная, ячневая, перловая каши | 12 мес. | 2 ч.л. |
Пюре из ягод | 12 мес. | Половина чайной ложки |
Признаки неправильного введения прикорма
Одним из признаков неправильного введения прикорма является то, что малыш после серии успешных проб и наличии прекрасного аппетита отказывается от предложенной еды. Это признак переедания.
Чтобы решить такую проблему, на протяжении нескольких дней не нужно брать младенца за стол. Если за это время он снова проявил интерес к пище, нужно снова возобновить педагогический прием.
Мнение Комаровского про педагогический прикорм
По мнению доктора Комаровского, педагогический прикорм не имеет вреда, равно и пользы. Знакомство малыша со злаковыми, мясом и прочими продуктами следует проводить по традиционной, «педиатрической» схеме. Она поддерживается детскими врачами.
По мнению Комаровского, традиционная схема введения прикорма является более безопасной и удобной для родителей. Педагогический прием, по мнению врача, – это не больше, чем развлечение. В ряде случаев оно может быть опасным.
Введение прикорма в рацион младенца по «педагогическому» принципу имеет свои преимущества и недостатки. Одна из его сильных сторон – возможность приучения малыша к разнообразной еде уже с самого раннего возраста. Один из минусов – отсутствие научно обоснованных фактов о безопасности педприкорма для детей, особенно страдающих аллергическими реакциями. Перед его внедрением следует посоветоваться с педиатром.
Видео
https://youtube.com/watch?v=u_glWNHMbAc%3Ffeature%3Doembed
Вопрос-ответ
Когда начинать вводить прикорм грудному ребенку?
Рекомендуется начинать вводить прикорм в возрасте около 6 месяцев, когда ребенок готов к этому. Признаки готовности включают способность сидеть с поддержкой, интерес к пище и утрату рефлекса выталкивания языка.
Какие продукты лучше всего подходят для первого прикорма?
Для первого прикорма лучше всего использовать однокомпонентные пюре из овощей или фруктов, такие как кабачок, морковь или яблоко. Эти продукты легко усваиваются и имеют низкий риск аллергии.
Как правильно вводить новые продукты в рацион ребенка?
Новые продукты следует вводить по одному, с интервалом в 3-5 дней, чтобы отслеживать возможные аллергические реакции. Начинайте с небольших порций и постепенно увеличивайте их, если нет негативных реакций.
Советы
СОВЕТ №1
Начинайте прикорм не ранее 6 месяцев. В этом возрасте у грудного ребенка уже достаточно развиты пищеварительная система и моторика, что позволяет ему пробовать новые продукты без риска для здоровья.
СОВЕТ №2
Вводите новые продукты постепенно. Начните с одного вида овощей или фруктов, наблюдая за реакцией ребенка. Если нет аллергии или негативной реакции, через несколько дней можно попробовать другой продукт.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на текстуру пищи. Для начала выбирайте пюреобразные продукты, а затем постепенно переходите к более густым и кусочкам, чтобы ребенок учился жевать и развивал навыки питания.
СОВЕТ №4
Создавайте положительную атмосферу во время кормления. Делайте процесс интересным и увлекательным, общайтесь с ребенком, показывайте ему еду, чтобы он был заинтересован в пробовании новых вкусов.