Моторика – это набор всех упорядоченных движений человека. Делится она на крупную (бег, ходьба, прыжки) и мелкую (действия кисти, пальцев рук и ног). Развитие моторики у ребенка говорит о полноценном формировании общих навыков: памяти, речи, воображения, а также усидчивости и способности планировать последовательность своих действий. Развитая мелкая моторика пальцев является показателем его интеллектуального развития. Малыши с подвижными пальчиками раньше произносят первые слова, их речь развивается активнее, а младшие школьники быстрее осваивают навыки чтения и письма.
Что такое мелкая моторика
Умение выполнять точные движения пальцами ручек и ножек у малышей часто называют ловкостью. После рождения у младенца уже проявляется признак мелкой моторики, когда он цепко хватает ручонкой мамин палец. С возрастом такие действия проявляются более осознанно: малыш начинает захватывать игрушки, цепляться за спинку кроватки, чтобы подняться, и т.п. Навыки письма, лепки и рисования у ребенка дошкольного возраста и ученика тоже входят в понятие мелкой моторики пальцев.
Нервная, костная и мышечная системы малыша с момента появления на свет координируют развитие его мелкой моторики. Пронаблюдав динамику изменений двигательных действий пальцев рук и ног у младенца, можно увидеть, в какой тесной связи она находится с его общим развитием. Еще в грудничковом возрасте ребенок, двигая ручками и шевеля пальчиками, внимательно наблюдает за ними. В это время работают его зрение, внимание, восприятие и память. Со временем, благодаря запоминанию, малыш учится управлять движениями своих ручек.
Мелкая моторика младенца развивается не очень быстро, особенно первые месяцы после рождения. Она, как губка, впитывает и откладывает в уголках памяти все то, что потом ей пригодится: потянуться за предметом, крепко схватить его пальцами и даже ладошкой, притянуть к лицу, глазам, даже попробовать на вкус (особенно в момент прорезывания зубов). Это только первый опыт, но он очень ценен для младенца. Сложные действия он будет осваивать ближе к году.
Еще одна очень важная особенность мелкой детской моторики – тесная связь с речью. Это объясняется близким расположением моторного и речевого центров в головном мозге. Если развитие протекает гармонично, то малыш с активной мелкой моторикой довольно рано начинает говорить.
Совет. Это значит, что с первых дней жизни младенца необходимо обратить внимание на работу его опорно-двигательного аппарата, особенно рук и ног.
Врачи подчеркивают важность раннего развития моторики у детей младше года, так как это способствует не только физическому, но и когнитивному развитию. Специалисты рекомендуют разнообразные игровые активности, которые стимулируют движения рук и ног. Например, использование мягких игрушек, которые ребенок может хватать и передвигать, помогает развивать координацию. Также полезны занятия на животе, что укрепляет мышцы шеи и спины, подготавливая малыша к ползанию. Врачи советуют родителям активно взаимодействовать с ребенком, используя яркие предметы для привлечения внимания и мотивации к движению. Регулярные прогулки на свежем воздухе и безопасные игровые площадки также способствуют развитию моторики, позволяя ребенку исследовать окружающий мир.
https://youtube.com/watch?v=WaBIxjaBu4Q
Проблемы со слабым развитием мелкой моторики
Учеными, изучающими физиологию детей, была доказана неразрывная связь речи и моторики. О том, что существует взаимосвязь рук и говорения, свидетельствуют примеры устного народного творчества (потешки «Сорока-белобока», «Ладушки», «Мальчик-пальчик»). В них отразились вековые наблюдения наших предков, которые тоже приметили эту связь.
Чем грозит полный отказ от прививок
Закономерным будет вывод о том, что малыши с ограниченными возможностями часто не могут самостоятельно выполнять действия, где нужно задействовать руки и пальчики: держать ложку или карандаш, одеться или раздеться, застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Эта проблема слаборазвитой мелкой моторики непосредственно связана с нарушениями в развитии головного мозга.
К сведению. Разработана целая система специальных упражнений, развивающих игр, массажа, которая подскажет, как развивать мелкую моторику у ребенка.
Календарь развития мелкой моторики
Сколько должен прибавлять ребенок
Головной мозг, органы речи (губы, язык и нижняя челюсть) и движения кончиками пальцев взаимосвязаны. Если у малыша наблюдаются заторможенность, неуверенность, скованность в действиях рук и пальцев, то, как закономерность, будут отставать его речь и письмо в школьном возрасте.
Чтобы избежать этого, существуют специальные календари физиологического развития и поведенческих навыков малыша от рождения и до 4-5 лет и старше. Одни из них помогают выявить, не нарушено ли развитие мелкой моторики, а также предлагают несложные тестовые упражнения (диагностические). Другие перечисляют те действия, которые малыши должны уметь выполнять на определенном временном отрезке, например, во время первого месяца, первого года (помесячно), от 1 года до 5-6 лет. Каждый календарь включает особенности навыков поведения в конкретном возрасте.
Такие календари помогают понять, как развить ребенку мелкую моторику. Ниже представлен пример таблицы развития пальчиковой моторики ребенка от рождения и до исполнения 6 лет. Разумеется, в этот календарь включены не все действия, но он может дать общую схематичную картину динамики формирования мелкой моторики.
Календарь развития мелкой моторики
Возраст | Мелкая моторика |
---|---|
0-4 месяца | Ребенок учится двигать ручками и ножками, развивает рефлективные хватательные движения, поворачивает головку на голос мамы. |
4-12 мес. | Может держать предмет одной ручкой, рассматривать его, дотягиваться, брать, перекладывать из руки в руку. Ножкой может пнуть мячик, держать ложку рукой и подносить ее ко рту. |
1-2 года | Уверенно сидит и играет обеими руками. Держит карандаш или ложку всей рукой, пальчики работают активно. Может рисовать круги и линии, разламывать пластилин, мять его пальцами. |
2-3 года | Определяется с доминантной ручкой («правша» или «левша»). Начинает держать карандаш пальчиками, самостоятельно придумывать рисунки. Учится резать лист бумаги ножницами. При лепке задействованы ладошки и пальчики. Уверенно составляет мозаичные рисунки или складывает несложные пазлы. |
3-4 года | К 4 годам держит карандаш тремя пальцами. Создает сложные рисунки, иногда даже копируя их из книг. Увереннее и точнее режет ножницами по прямой линии. Лепит пальчиками фигурки зверей, предметы. |
4-5 лет | Начинает уверенно рисовать и аккуратно раскрашивать рисунки. Вырезать умеет квадраты и круги. |
5-6 лет | Все полученные навыки мелкой моторики совершенствуются, подготавливая малыша к школе. |
Развитие моторики у детей младше года — важный аспект их роста и обучения. Родители и специалисты рекомендуют разнообразные способы, чтобы стимулировать этот процесс. Например, игры с мягкими игрушками, которые ребенок может хватать и передвигать, способствуют укреплению захвата и координации. Ползание по мягким поверхностям развивает мышечный тонус и уверенность в движениях. Также полезны занятия на животе, которые помогают укрепить спину и шею. Важно предоставлять ребенку возможность исследовать окружающий мир, используя безопасные предметы для игры. Регулярные массажи и простые физические упражнения могут улучшить общую моторику. Главное — быть терпеливыми и поддерживать малыша в его первых шагах к самостоятельности.
Когда начинать заниматься с малышом
Как убрать волосы на ушах новорожденного
Говорить о том, с какого возраста начинать занятия по развитию моторных навыков, нет смысла, потому что малыш с первых дней жизни этим занимается. Сначала его движения хаотичны, пальчики сжимаются и раскрываются импульсивно. Уже на втором месяце можно малышу помогать в развитии хватательных движений (дать свой палец, круглую погремушку-кольцо). Только к 3-4 месяцам, когда дитя свое внимание и взгляд начинает сосредоточенно концентрировать на предметах, игрушках и ручках или ножках, можно ему помогать. Как проводить эти тренировки, чтобы улучшить мелкую моторику у ребенка?
Для эффективности и пользы занятий родителям необходимо соблюдать несколько правил:
- проводить их интересно;
- эмоции только положительные, голос тихий, спокойный;
- тренировки должны быть короткими, чтобы не утомить малыша;
- хвалить, даже младенца (он это почувствует по интонации голоса);
- проводить занятия систематически.
Только вооружившись этими несложными требованиями и выполняя их, и в домашних условиях можно успешно проводить такие занятия.
С чего начинать развитие мелкой моторики у малышей
Как понять, что у малыша развивается мелкая моторика? Когда родители увидят, что их чадо умеет хватать предметы не только полной ладошкой, но и двумя-тремя пальчиками, это значит, что моторные навыки сформированы хорошо. Останавливаться не нужно, надо продолжать с малышом тренировки и улучшать двигательную активность его конечностей.
Все развивающие занятия можно разделить на небольшие группы. Упражнения с грудничками можно начинать с массажа ручек, ножек и пальчиков. Младенцам первых двух месяцев необходимо проводить массаж ступней ножек и ладошек мягкими растирающими движениями. Пальчики можно помассировать каждый отдельно. Такой массаж улучшит кровообращение конечностей.
Совет. Малышам старше 2 месяцев рекомендуются игровые упражнения «Ладушки», «Сорока-ворона». Детям в полгода задания усложняются: можно дать им бумагу, они очень любят ее рвать.
Игрушки для развития мелкой моторики
Для развития моторной деятельности, как крупной, так и мелкой, можно использовать игрушки. Игрушечная индустрия в большом ассортименте представляет покупателям свои товары.
Как выбрать «правильные» игрушки для развития моторики? Прекрасно для этого подойдут развивающие игры-мозаики, кубики и пирамидки, конструкторы и пазлы. Сейчас на прилавках появляются все новые и новые модели «старых» забав:
- Слингобусы (вязаные бусы, помещающиеся в детскую ладошку);
- Фактурные погремушки (из различных материалов);
- Мягкие книжки, выполненные чаще всего из ткани;
- Развивающие панели с кнопочками, задвижками и т.п. (для исследователей);
- Сортеры (куб с отверстиями для фигурок) и матрешки.
Гимнастика для маленьких пальчиков
Советский педагог В.Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Если это так, то просто необходимо с младенчества развивать его посредством упражнений и пальчиковых игр.
Как развить моторику рук у маленького ребенка? Есть несколько упражнений, которые помогут активизировать движения ручек и пальчиков:
- «Человечек». Взять в руки детский указательный пальчик, нажимать им на части тела, произнося: «Точка, точка, огуречик» и т.д.
- «Пальчики». Сгибание и разгибание пальцев рук и ног.
- «Стенка». Детский стишок «Стенка, стенка, потолок, две ступеньки, дзинь – звонок!» становится упражнением. (Стенка – щечки, потолок – лоб, ступеньки – губы, носик – звонок).
Гимнастика для развития детских пальчиков насчитывает не один десяток вариантов. Их можно менять или чередовать ежедневно.
Игры на развитие мелкой моторики у детей до 1 года
Игр, дающих ответ на вопрос «Как развивать моторику рук у ребенка?», очень много. К ним можно отнести занятия с маленькими предметами, которые легко отыскать и дома: пуговицы, крупа, мелкие камешки или бусины. Замечательным материалом для развития мелкой моторики послужит пластилин. Из подручных предметов можно придумать множество игр для детей («Очисти яйцо или апельсин», «Открути или закрути крышку», «Расстегни или застегни пуговицу у куклы на платье»). Все зависит от фантазии и желания родителей.
Методические пособия, видео материалы, статьи станут хорошими помощниками в проведении различных тренингов, занятий и упражнений для укрепления здоровья и общего физического и интеллектуального развития ребенка. Только большое желание родителей помочь малышу развиваться может сотворить чудо.
Видео
https://www.youtube.com/watch?v=fB0jvI7yr9U
Вопрос-ответ
Какие игры способствуют развитию моторики у младенцев?
Игры с мягкими игрушками, которые можно хватать и бросать, а также игры с погремушками, которые издают звуки, помогают развивать хватательный рефлекс и координацию движений. Также полезны занятия с мячом, когда ребенок может катать его, что способствует развитию крупной моторики.
Как часто нужно заниматься с ребенком для улучшения моторики?
Рекомендуется проводить занятия по развитию моторики ежедневно, уделяя этому 10-15 минут. Важно, чтобы занятия были регулярными, но не слишком длительными, чтобы не утомить ребенка. Лучше всего чередовать активные игры с периодами отдыха.
Как понять, что ребенок готов к новым видам активности?
Ребенок показывает готовность к новым видам активности, когда начинает проявлять интерес к окружающим предметам, тянется к ним или пытается их схватить. Также стоит обратить внимание на его способность удерживать голову, переворачиваться и сидеть с поддержкой — это признаки готовности к более сложным упражнениям.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте игрушки с различными текстурами. Мягкие, шершавые, гладкие и шершавые поверхности помогут ребенку развивать тактильные ощущения и мелкую моторику. Игрушки, которые можно мять, тянуть или сжимать, способствуют укреплению мышц рук.
СОВЕТ №2
Включайте в игровую деятельность элементы, требующие манипуляций. Например, давайте ребенку игрушки, которые можно открывать и закрывать, складывать и разбирать. Это поможет развивать координацию движений и понимание причинно-следственных связей.
СОВЕТ №3
Стимулируйте ползание и передвижение. Создайте безопасное пространство, где ребенок сможет свободно ползать, исследовать и двигаться. Это не только развивает крупную моторику, но и способствует укреплению мышц и развитию равновесия.
СОВЕТ №4
Проводите время на свежем воздухе. Прогулки и игры на улице способствуют развитию моторики через активные движения, такие как бег, прыжки и лазание. Это также помогает ребенку лучше координировать свои движения и развивать физическую силу.